С 1 июня 2019 года на страховые организации, осуществляющие ОСАГО владельцев транспортных средств, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) и ДОСАГО и КАСКО владельцев автотранспортных средств возлагается обязанность организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (финансовым уполномоченным). Данные организации включаются Банком России в соответствующий реестр (Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг“).

До предъявления страховой организации, включенной в реестр, иска на сумму не более 500 тысяч рублей или иска, вытекающего из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО, потребитель, а также лицо, к которому перешло право требования, обязаны будут передать спор на рассмотрение финансового уполномоченного.

Однако:

  • финансовый уполномоченный рассматривает обращение только, если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет;
  • до направления обращения финансовому уполномоченному необходимо обратиться с заявлением к страховщику. В случае отсутствия ответа на свое заявление или если полученный ответ его не устроит, он вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

В случае, если страховщик не включен в указанный реестр Банка России либо в перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе, потребитель вправе обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.

Обращение можно направить на бумажном носителе или в электронной форме.

Рассмотрение обращений потребителей – безвозмездно, за исключением подачи обращения лицами, которым уступлено право требования. Плата в данном случае будет составлять 15 тысяч рублей за каждое обращение.

В случае несогласия с решением уполномоченного, потребитель вправе в течение 30 дней после дня его вступления в силу обратиться в суд с иском к страховой организации в общем порядке. Если вступившее в силу решение финансового уполномоченного не будет исполнено страховой организацией, финансовым уполномоченным может быть выдан исполнительный документ для его принудительного исполнения.

Потребитель также может обратиться к финансовому уполномоченному и в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу рассматриваемого закона – 3 сентября 2018 года (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).